Андреас Осиандер и Реформация в Пруссии
Теолог, проповедник и мистик: Андреас Осиандер и Реформация в Пруссии.
Андреас Хоземанн, будущий доктор теологии и соратник Лютера «Осиандер», родился в 1498 году в Гунценхаузене. Он получил прекрасное образование в университете Ингольштадта, затем в Лейпциге, а после окончания обучения поселился в Нюрнберге, начав преподавать в университете иврит и другие древние языки. В 1520 году Осиандер был рукоположен в католические священники, но уже через два года примкнул к движению Реформации, став евангелическим пастором. Надо сказать, что Андреас Осиандер был одним из самых первых единомышленников «отца Реформации», не побоявшихся гонений ради торжества евангельской истины. Как и сам Мартин Лютер, он женился в 1525 году. Сын Лукас, родившийся от этого брака, впоследствии продолжил дело отца, став лютеранским пастором в Вюртемберге, а также составителем первого вюртембергского сборника церковных гимнов.
Те же переломные для Осиандера годы, в которые он порвал с римским католичеством, стали знаковыми и для Альбрехта Гогенцоллерна, будущего герцога Пруссии. Около 1523 года Альбрехт, тогда ещё великий магистр Тевтонского ордена, познакомился в Нюрнберге с доктором Осиандером, и поскольку оба они были людьми хорошо образованными, и испытывали тягу к просвещению, то быстро нашли общий язык. Известно, что и Альбрехт, и Андреас Осиандер, испытывали тягу к алхимии и каббалистике, что ещё сыграет свою роль в дальнейшей истории их жизни. А тогда, на заре Реформации, новому движению требовался твёрдый плацдарм. И территория под управлением давно изжившего себя ордена, ненавидимого местным населением, как нельзя лучше подходила для создания первого в мире Лютеранского государства. У Осиандера был хороший круг общения в реформаторских кругах, а Альбрехт мог рассчитывать на светскую власть в силу знатности рода и стоящих за ним вооружённых сил тевтонских рыцарей. Поэтому знакомство молодого магистра с Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном, организованное Осиандером, почти сразу дало обильные всходы. В конце февраля 1523 года Альбрехт написал открытое письмо «К рыцарям Тевтонского ордена», в котором убеждал братьев-рыцарей в абсурдности существования ордена, а уже через два года, 8 апреля 1525 года, было образовано новое светское государство – герцогство Пруссия. Именно здесь впервые на государственном уровне были приняты идеи Реформации, а Лютеранство признано как государственная религия.
Причиной же данных коренных преобразований стал малозаметный профессор-богослов Андреас Осиандер. Он продолжал плодотворно трудиться в Нюрнберге на благо Реформации до 1548 года, когда вынужден был покинуть город из-за возникшего вследствие его религиозно-политической деятельности конфликта. Конечно же, побежал он не куда-нибудь, а в Кёнигсберг, к своему покровителю Альбрехту. В недавно основанном университете «Палестра Альбертина» Осиандер занял должность профессора богословия, и даже одно время был ректором. В теологии он известен как автор учения о преображающей силе благодати, согласно которому при мистическом соединении со Христом происходит передача человеку «внутренней праведности». К слову, эти взгляды были осуждены как еретические, уже после смерти самого Осиандера, что закреплено в 3-м артикуле «Формулы согласия». Кроме того, в 1537 году им составлена первая в истории «Гармония Евангелия», в которой богослов попытался объединить рассказы из всех четырёх Евангелий в одно повествование.
Как иногда случается в биографии выдающихся деятелей, о докторе Осиандере не перестали говорить после его смерти в 1552 году. По настоянию герцога, учёного похоронили в Альтштадтской кирхе Кёнигсберга, несмотря на протесты жителей: дело в том, что Осиандер пользовался дурной славой как друг известного мистика и алхимика Павла Скалиха, также находившегося под покровительством Альбрехта. И вот по городу поползли слухи о том, что по ночам из-под пола кирхи, где покоилось тело Осиандера, слышен скрежет. Естественно, это обстоятельство внушило ужас всем кёнигсбержцам. Говорили, что за многочисленные грехи и занятия алхимией Осиандера теперь мучают черти. Поскольку дело выглядело исключительно серьёзно, а прихожане перестали посещать кирху из страха перед нечистью, герцог распорядился произвести вскрытие захоронения в присутствии знатных горожан. К удивлению присутствующих, тела Осиандера в могиле не было, а лежал там, по воспоминаниям очевидцев, истлевший труп колдуна по имени Балтазар, приехавшего в Кёнигсберг в самом начале XVI века. Могилу закопали, и только после этого пугающие звуки прекратились, а жизнь прихода пошла своим чередом. Так окончилась история одного из самых неоднозначных деятелей Реформации, христианского мыслителя и в то же время каббалиста и мистика, проповедника, обратившего в Лютеранство магистра влиятельного католического ордена, но осуждённого за свои идеи как еретика. И всё-таки, одна его заслуга остаётся бесспорной: благодаря Андреасу Осиандеру реформаторское движение обрело собственный плацдарм в Европе, а тысячи протестантов из многих стран – новую Родину.
Пастор Сергей Вольф,
настоятель Евангелическо-Лютеранского прихода Св. Генриха