Верят ли лютеране в Благодать и чудеса?
Вопрос о том, верят ли лютеране в Благодать и чудеса, требует не столько сухого богословского определения, сколько внимательного взгляда на традиции. Лютеранство выросло из Реформации, и в его центре всегда стояла идея о том, что человек спасается не делами, не столько своими заслугами или заслугами святых, сколько своей верой и по Божьей Благодати. Эта мысль Мартина Лютера стала не просто спором с католической церковью его времени, но утверждением, что сама основа христианской жизни — это доверие Богу и открытость Его милости. Лютеране верят, что Благодать — это дар, который нельзя заслужить и купить, её можно лишь принять. Именно она оправдывает и обновляет человека, позволяя ему жить в свободе веры и любви.
Конечно, это не означает, что не нужно делать добрые дела вообще. Добрые дела — это плоды веры, и они настолько же естественны, насколько естественна жизнь человека. Мы же не просим дать нам Благодать спасения за то, что мы отходим каждую ночь ко сну, или вкушаем обед. Добрые дела, молитвы за других, борьба с дурными мыслями и другие позитивные вещи — это все то, что должно стать для христианина нормой, за которую он не должен просить какой-то награды. А иначе добрые дела станут ни чем иным, как лицемерием.
Что же касается чудес, то отношение к ним у лютеран тоже основано на доверии Писанию и здравом различении. Лютеранская церковь не отвергает чудеса, описанные в Библии: Христос исцелял больных, воскрешал мёртвых, совершал знамения, и это остаётся частью веры и проповеди. Однако акцент делается не на поиске чудес как доказательств, а на том, что главным чудом является сама Благодать Божья, которая действует в человеческом сердце и меняет жизнь. Лютеране обычно осторожно относятся к стремлению видеть чудеса во всём, напоминая, что вера не нуждается в постоянных внешних подтверждениях — её основание в обетованиях Христа.
Тем не менее, это не значит, что в лютеранстве отсутствует место для тайны и действия Бога в мире. Напротив, каждое Таинство — Крещение и Евхаристия — воспринимается как чудо Божьего присутствия. Ведь в обычной воде, в хлебе и вине верующие принимают не просто символ, а реальное действие Божьей Благодати, которое укрепляет веру и соединяет человека с Христом. В этом смысле лютеране видят чудо не только как редкое и необычное явление, но и как сокровенную реальность, скрытую в обыденности, через которую Бог касается человека.
В жизни каждый верующий может встретить чудеса, которые, безусловно, совершает над нами сам Бог. Ваш покорный слуга на днях мучался с вечера с больной ногой, не помогало даже обезболивающее. А с утра пошел по обычным делам, хромая, но не теряя надежду, что все наладится. Проходя мимо церкви, по обыкновению перекрестился, но не молил Бога о помощи, так как постыдился внимания Его из-за такой-то мелочи.
Переходя же через дорогу, увидел, что ее пытается перейти старушка, которая идет очень медленно через поток машин. Мог бы я ее и оставить, но решил все же помочь, прошел с ней на другую сторону и почувствовал жжение в том месте, где нога болела. Но при следующем шаге понял, что нога почти перестала болеть. Прошел еще несколько метров, потом дошел до работы и удивился тому, что боли почти нет. И за целый день боль так и не вернулась!
И такой пример не единственный. Иногда мы даже и сами не замечаем, как Бог помогает нам в наших повседневных делах. И это не просто случайности!
Таким образом, лютеране верят и в Благодать, и в чудеса, но понимают их особым образом. Благодать — это центр и основа веры, источник надежды и радости. А чудо — это не столько сенсация или событие, нарушающее привычный порядок вещей, сколько знак присутствия Бога, который проявляется и в великих делах Писания, и в тихом, таинственном действии Духа в сердце человека, и в повседневной жизни. И именно в этой вере открывается главная поучительная истина: не чудеса должны вести нас к вере, а вера открывает нам глаза на чудо уже свершившейся Божьей любви.
Пастор Даниил