Поклонение волхвов Царю Иисусу Христу Господу

Евангелие от Матфея 2:1-12
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Событие сие произошло во дни правления Ирода в Вифлееме Иудейском.

Ирод был царем, но не был иудеем. Был же он идумеянин, сын Антипатра от его жены аравитянки именем Кипрос. Ирод прекратил череду правления царей, происходивших из колена Иуды. Так исполнилось пророчество Иакова — Быт.49:10. Именно в этот период истории Божьего народа приходит истинный Царь Иудейский  Господь наш Иисус Христос.

Пришедши к Младенцу Христу, волхвы (мудрецы астрологи, маги, царские особы, цари) поклонились Ему, как Царю, признав в Нем Господа и Бога.

После этой встречи и принесения, соответствующих даров: золото, ладан и смирна, волхвы должны были покаяться в своей прежней идолослужебной жизни.

Поклонение волхвов должно было постыдить и иудеев, гнавших Христа в своей стране.

Волхвы пришли из далекой страны (востока), словно блудный сын вернувшийся, после долгих скитаний, наконец-то возвратился в свой родимый дом к своему любимому отцу (Лк.15:11 и далее).

Некоторые древние богословы считают, что волхвы были потомками известного волхва Валаама. Они, имея при себе его предсказание, которое читаем мы в Чис.24:17: «Восходит звезда от Иакова…», — узнали, появившуюся в их стране (землях Вавилонских) чудесную звезду о рождении Христа Царя Бога. Таким дивным и непостижимым способом  Господь привлек к Себе волхвов, что знаменует собой всех язычников. И одновременно привлек к Себе верных Ему иудеев, ожидавших воплощения и явления миру Бога в подобном нашему теле.

Ибо сии иудеи знали и разбирали Святое Писание и знали то, что и волхвы знали — Чис.24:17; Ис.60:3.

Звезда эта не была звездой в обычном для нас понимании, это было проявление силы и славы Божией. Ибо она светила и ночью и днем, и двигалась вместе с волхвами с той же скоростью, что и волхвы шли. Останавливалась, когда они останавливались на отдых. Путь же их был далёк и весьма труден.

Шли они с востока, то есть из Персии (земель Вавилонских) в Иерусалим.

Вавилон  есть обозначение всего греховного и языческого мира, чуждого Божией мудрости и закона Божьего.

Иерусалим и Иудея образно знаменуют спасение Божие и новую землю — вечную жизнь с Господом.

Восток  символизирует восходящий свет Божий и славу Божью. Ибо Бог есть свет (1Ин.1:5). Свет к просвещению язычников, и слава народа Его Израиля (Лк.2:32). То что, звезда дивная появилась на востоке, означает, что Господь открывается и проявляет милость Свою как Израилю, так и язычникам.

Название «Израиль» в переводе с древнееврейского означает: «видящий Бога». Отсюда следует, что и евреи и язычники нарекаются уже Израилем, ибо в равной степени и те и другие, Бога узрят.

Движение дивной звезды с востока (земель Вавилонских) в Иерусалим подобно движению огненного столпа, двигавшегося ночью и столпа облачного, двигавшегося днем пред вышедшими из Египта израильтянами, шедшими в обетованную землю (Исх.13:20-22). Где Египет и обетованная земля означают то же, что Вавилонские земли и Иерусалим. 

Итак, как в свое время Господь вывел израильтян из рабства плотского и греховного (Египта), так и язычников (волхвов) вывел Господь из рабства служения идолам, всему греховному и мерзкому пред Богом (Вавилона). Так как именно в Вавилоне появились все эти мерзости и распространились по всему лицу земли. Там появилась и астрология, которой занимались волхвы. И именно на понятном для них языке — то есть звездою вывел их Господь. Примечательно и то, что не только волхвы могли наблюдать сию звезду, но и другие язычники. Более того, в периоде с 5 по 2 г.г. до Р.Х., то есть за два года до сего дивного события Господь пророчески показал через особенное астрономическое явление, что в будущем через звезду будет видно, рождение Царя Христа, Спасителя мира. Явление это было следующее: звезда Сириус, созвездия Большого Пса, восходила вместе с Солнцем и при этом очень ярко светила. Было это в первый день месяца Месори по египетскому календарю. Само же название месяца Месори означает: «рождение принца». Это значит, что о признаках рождения Христа, которые явятся через два года после сего астрономического явления, уведомлены были и египтяне.

Поклонение волхвов Иисусу означает и поклонение языческого мира Богу и покаяние перед Богом. Многие древние богословы считали, что волхвов было двенадцать, некоторые говорят, что их было трое — по числу даров принесенных Младенцу Христу. Если считать, что их было двенадцать, то это символически означает, что как двенадцать колен Израиля Бог вывел из Египта, так и язычников, в лице двенадцати волхвов, Господь вывел из заблуждений и греховной их жизни. Само число двенадцать символически означает совершенное управление, то самое управление, которое Господь установил как над евреями, так и над язычниками, объединив их в Свою Единую Вселенскую Церковь.

Поклонение волхвов также есть исполнение ветхозаветного пророчества — Пс.71:10; Ис.60:6.

Итак, это значит, что во Христе Иисусе спасение уготовано как евреям, так и язычникам.

Весьма дивно то, что волхвы принесли в дар Царю Христу золото, ладан и смирну. Золото в Библейской символике означает царственность и священство. Родившийся Младенец был истинно Царем, и этим даром волхвы признали Его. В Библейской символике ладан означает Божественное происхождение, Божественность, и Самого Бога. Этим даром волхвы показывают свое признание ими Христа Младенца  Господом и Богом. И, подарив смирну, волхвы признали, что Христу надобно будет претерпеть страдание и смерть за грехи людские, и совершить спасение всех избранных Богом людей. Смирна в Библейской символике означает смерть, но также означает и сохранность от тления и гниения, что указывает и на будущее воскресение и спасение.

Но есть и иное понимание символики золота, ладана и смирны.  Золото означает Божественность Христа, ладан  Его воскресение, а смирна  смерть. Важна и последовательность перечисленных даров. Сначала золото — означает Бога. Потом ладан  значит, что Он воскреснет и спасет нас через смирну, то есть через принесение Себя в жертву и смерть Свою на кресте. Можно понимать и так: золото — почтение Царя, ладан — признание Божественности Иисуса Христа, смирна — пророчество о Его смерти. И, наконец, есть и такое истолкование: золото — дар Христу как царю, ладан — дар Христу как Богу, смирна — дар Христу как человеку. 

Примечательно, что когда волхвы пришли в Иерусалим, звезда на время исчезла. Случилось это для того, чтобы волхвы спросили у иудеев о Царе Иисусе Христе Господе (Мф.2:1,2). Здесь мудрость Божья видна в том, что волхвы язычники провозгласили иудеям о рождении Царя Иудейского. Сим произошло посрамление иудеев, отвергавших Спасителя и не уразумевших Его воплощение (рождение) в Вифлееме Иудейском. Звезда скрылась из виду для того, чтобы иудеи и волхвы (язычники), обратившись к Святому Писанию (Мф.2:6; Мих.5:2), убедились, что Господь действительно родится (воплотится) в Вифлееме.

Мы, сегодняшние христиане, подобно волхвам, признали Господом Иисуса Христа и, словно, пришли из далекой вавилонской  земли  греховной нашей жизни, дабы поклониться пред Господом и раскаяться в своих многочисленных грехах. И сделались мы новым творением для того, чтобы вмещать в Себя Его Святого Духа, и поселились мы словно в Иудее, что в переводе с древнееврейского языка означает «исповедание», и в Вифлееме, что в переводе с древнееврейского языка означает «дом хлеба». Говоря иносказательно, мы, придя к Господу Иисусу Христу, сами сделались домом Хлеба, Хлеба, сходящего с небес (Ин.6:51); домом Христу, происшедшего из Дома хлеба (Вифлеема) (Мф.2:6). Истинно сделались мы обителью (домом) для самого Господа (Ин.14:23; Гал.2:20), через покаяние и исповедание Иисуса Христа своим Господом и Спасителем душ наших, что и символизирует Иудея. 

И также как и волхвы встретили неприязнь и равнодушие по отношению к Христу Младенцу, так и мы христиане встречам часто равнодушие по отношению к Христу со стороны мирских людей. Но, подражая дерзновению волхвов, не будем отчаиваться в совершении нами добрых дел, соделанных нами в Боге и только в Его славу!

Не покоряющиеся Христу и отвергающие Его спасение люди, подобны Ироду безумцу, царю греховному и богоненавистному, желавшему погубить Христа Младенца.

Увидевши звезду, волхвы возрадовались радостью весьма великою (Мф.2:10). Также как и евнух-язычник, муж Ефиоплянин, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех её сокровищ, возрадовался, когда получил Святого Духа при крещении (Деян.8:27-39), и, так же как и он пошел в свою страну из Иерусалима с Господом в сердце, так и волхвы возвратились в свою страну иным путем, по воле Господа (Мф.2:12). Иносказательно мы понимаем: невозможно идти прежним своим греховным путем, ведущим в погибель (Мф.7:13,14), уверовав в Господа и приняв Его своим Спасителем и Господом. Уверовав, мы уже идем иным путем (Мф.2:12), — ведущим в жизнь вечную, и этот путь есть сам Господь наш Иисус Христос (Ин.14:6). Пошли же волхвы, минуя Ирода, дабы он не сделал им никакого зла, в свою страну на восток (земли Вавилонские), чтобы проповедовать там Господа Христа и Спасение. Подобно и евнух ефиоплянин проповедовал в своей стране — языческой Эфиопии.

Удалимся и мы от всякого зла (Ирода) и да будем и мы с дерзновением проповедовать Евангелие в своих странах, где определил жить нам Всемогущий Бог.

И да будет вся слава, Господу Христу!

АМИНЬ!

Епископ Олег Бинюков


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *