Ересь юнионизма

Каждая христианская конфессия выражает свою точку зрения о Спасении. И чаще всего точки зрения разных церквей не только не совпадают, но идут вразрез друг с другом, становясь спорным вопросом, камнем преткновения. Например, православная церковь не признает священства лютеран или англикан, и не причащает их прихожан. Или, к примеру, католики причащаются пресными гостиями, а православные — квасными просфорами.

В 20-м веке мы столкнулись с ересью экуменизма, когда разные конфессии и церкви пытались найти способ перестать спорить о догматических и канонических вопросах и прийти к согласию, укореняя понимание того, что все верующие во Христа — братья-христиане. Ясно, что протестантам проще найти общий язык с другими протестантами. А вот каноническое православие и, по большей части, Римско-Католическая церковь, не признали нео-протестантов полностью, а классических протестантов — с оговорками. Совместного служения и сотрудничества, в итоге, не получилось, и никуда ничего не сдвинулось. Экуменизм провалился.

Позднее стали появляться понятия о конвергенции. И по сути своей конвергенция — это более строгий экуменизм, где церкви должны найти точки соприкосновения, выделить основные вопросы, по которым согласны все стороны, а остальные просто не обсуждать, считая их диафоричными. Такой подход является проблемным в том плане, что найти точки соприкосновения внутри одной конфессии, но среди разных церквей проще, чем между разными церквами разных конфессий. Особенно тяжело, когда эти вопросы принципиальны для течения. Например, у лютеран и у католиков хоть и есть общие корни и много точек соприкосновения, конвергенция не будет полностью работать все равно, так как лютеране полностью отвергают догмат о первенстве папы и не верят в непорочное зачатие Девы Марии. Но конвергенция — это меньшее из зол, так как она допускает главное — Общение алтаря и обоюдное признание.

В протестантской среде было выведено такое понятие, как юнионизм. Оно знакомо многим в Европе еще с 19 века и ранее, и относится к тем, кто пытается соединить воедино разные христианские конфессии. Суть его в том, что если пытаться объединить одну церковь с другой, то обе или минимум одна потеряет самоидентификацию. И произойдет это вне зависимости от того, кто прав, а кто имеет ошибочные представления.

Мы можем наблюдать результаты такого процесса на примере попытки объядинения лютеранской церкви с кальвинистской и создании Формулы Согласия, в результате чего многие лютеранские церкви обязаны принимать чуждое учение о предопределении и об отсутствии пресуществления Даров, а также и некоторые другие вещи.

Эрнест Экхардт говорил, что юнионизм — это объединение правды с ошибками. И суть его — лживое согласие вперемешку с несогласием. О чистоте совести прихожан и клириков такой церкви говорить не приходится. Добавляя в учение одной церкви ошибки другого течения результатом будет лишь утеря чистоты вероучения, затем самоидентификации, а затем и потеря Благодати.

Наверное, юнионизм можно сравнить с полуправдой. В части правды присутствует часть лжи, а это, как говорят, хуже всякой лжи.

Больше о юнионизме можно найти здесь:

Пастор Даниил Сувор


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *